Циолковский: жизнь на Земле и в космосе. Часть 1. Земля

В XVIII веке наш национальный гений Михаил Васильевич Ломоносов провидчески писал:

«…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов (современное написание  Ньютон. – Прим. авт.) Российская земля рождать».

И в самом деле, Россия дала миру много неординарных личностей, коренным образом повлиявших на цивилизацию. В их числе Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) – мыслитель и инженер, превзошедший по масштабу своих творческих идей и Платона и Ньютона.

Платон измыслил идеальное государство, а Циолковский разработал социальное устройство для всего человечества в околосолнечном пространстве.

Ньютон открыл закон всемирного тяготения — гравитацию, а Циолковский – способы преодоления земного притяжения для заселения человеком других планет.

Инженерный гений Циолковского был, хоть и с опозданием и не в полном объеме, признан, а его разработки стали основой отечественной космонавтики. А вот социально-философские идеи до сих пор большинству россиян неизвестны.

Они настолько необычны, что вызывают неприятие и светских властей и Церкви. Это, впрочем, не ново – точно так же мы не имеем открытого доступа к произведениям Льва Толстого, касающимся веры и религии. А потому мне хочется, пусть очень кратко, рассказать о том, какое будущее, по мнению философа, ожидает человечество и кто живёт в космическом пространстве.

БУДУЩЕЕ ЗЕМЛЯН

Общественно-политическое устройство землян К.Э. Циолковский обдумал самым доскональным образом, вплоть до распорядка дня жителей планеты.

Это будет справедливое демократическое сообщество с выборными руководителями на всех уровнях. Каждый человек станет владельцем определенного участка на поверхности планеты, приносящего ему доход или средства к пропитанию.

Тем не менее, наиболее сознательные люди предпочтут жить в общине, в огромных общежитиях – комфортных «общественных домах». Это дома, оборудованные всеми необходимыми удобствами. В них будут бани, кухни, столовые, библиотеки, мастерские, залы разного назначения. детские учреждения, школы и т.д.

Вначале общественные дома будут использоваться как некий полигон для изучения людей. Постепенно, по мере накопления опыта совместной жизни, число этих общежитий будет увеличиваться, и человечество разделится на две части, два мира.

Не знаю, были ли попытки создания в СССР таких домов в 20-30-е годы прошлого века — в период «конструктивизма» в архитектуре. Но в наши дни строят жилые комплексы, обладающие комфортом «общественного дома».

ДВА МИРА

Один мир состоит из избранных, населяющих общественные дома и организующих свою жизнь по высшим принципам разума, добра и справедливости.

Другая часть – вне этой организации – живет той жизнью, которая ей доступна по нравственным ее свойствам. Этот, второй, мир будет становиться все слабее и понемногу вымирать. Тогда человечество превратится в единое сообщество по-настоящему разумных людей.

Человек станет истинным хозяином Земли: распоряжаться жизнью растений и животных, даже собственной судьбой. Он будет преобразовывать не только Землю, но и существа, не исключая самого себя. Тогда он с полным правом может заселять другие планеты.

Циолковский рассмотрел многие социальные аспекты:  вопросы семьи и брака, воспитания детей,  имущественные отношения, права и обязанности личности и коллектива.

Очень подробно исследовал он физическую и нравственную природу человека. Например, в работе «Свойства человека» описаны свойства физические, нравственные и умственные.

СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА
  • Физические: здоровье, рост и сила, красота и долголетие, плодовитость, зрение, слух, речь, осязание, обоняние и вкус.
  • Умственные: память, соображение, логика, чувства, наклонности, страсти, отношение к природе, к животным, эгоизм половой, любовь, симпатия и антипатия.
  • Отношение к людям: правда и ложь, стяжание и расточительность, бескорыстие, зависть, себялюбие, доброжелательство и сострадание, самоотречение, справедливость, злоба, гнев, мстительность, совесть, кротость и великодушие.
  • Именно эти человеческие свойства, по мнению философа, определяют и несовершенства современной жизни и возможность ее изменения в будущем.
ПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФОВ

Сам К.Э. Циолковский сравнивал свои мысли с идеями Платона следующим образом:

«Многие элементы моего труда сходятся с мыслями разных философов, утопистов и социалистов. Так, у Платона мне нравится его преклонение перед гениальностью некоторых людей и его стремление поставить во главе управления величайших философов.

На вопрос, как их найти и удостовериться в их достоинствах, им не решен. Я согласен с этим, но величайшие люди у меня выделяются из народа и народом же. Они всегда зависят от народа и сменяются им же, как только начинают нравственно падать.

Также прекрасно его стремление усовершенствовать человечество путем искусственного подбора, но способы, предлагаемые для этого, чересчур грубы, жестоки и не могут быть добровольно приняты человечеством.

…Беспрекословное повиновение мудрым и справедливым хорошо, но оно должно ограничиваться, во-первых, законами, истекающими непосредственно или посредственно из народа, во-вторых, сами мудрецы должны проверяться обществом и смещаться во всякое время, по решению народа.

Так делается в моем социальном устройстве человечества. …Общение имуществ в классе мудрецов и воинов совпадает с моими мыслями о том, что чем выше нравственное развитие общества, тем более возможен для него коммунизм».

Обратите внимание на выделение К.Э.Циолковским  «класса мудрецов и воинов» в человеческом сообществе. По сути, он указал на кастовость мироустройства. Но где же он усмотрел этот класс в годы своей жизни?

Представьте себе — в космосе! Об этом расскажу во второй части статьи.

 

 

 

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *